/tr> Погибло в катастрофах и в результате происшествий 11 6 17 34 Пропало без вести 1 2 10 13 Умерло от болезней - 1 8 9 Итого Количество 87 76 340 503 % к потерям 17,3 15,1 67,6 100 % к численности 0,24 0,17 0,27 0,24 Санитарные Ранено, контужено, обожжено 48 95 499 642 Заболело - - - - Итого Количество 48 95 499 642 % к потерям 7,5 14,8 77,7 100 % к численности 0,13 0,21 0,42 0,32 Все потери Количество 135 171 839 1145 % к потерям 11,8 14,9 73,3 100 % к численности 0,37 0,37 0,69 0,56

В основе военного планирования Финляндии лежал расчет на поддержку западных держав, и прежде всего Германии. "Финляндия никогда не пойдет одна против какой-то крупной державы", - говорил тогда финляндский министр обороны Ю. Ниукканен [ 416 ]. Исходя из этого командование Финляндии намечало сковать главные силы советских войск на линии Маннергейма, измотать их, а затем, получив помощь войсками и оружием, перенести боевые действия на территорию СССР. Все это настораживало советское руководство. К тому же оно было информировано о стремлении довольно влиятельных финских политических и военных кругов создать "Великую Финляндию", которая включала бы все этнические финно-угорские группы населения, проживающие на территории России вплоть до Урала. Общая численность этих групп на август 1939 г. составляла около 3 млн человек (мордва, маримы, угры, востяки, вогулы, лопари, пермяки, воряки, карелы, зыряне и другие) [ 417 ].

Следует также подчеркнуть, что специальные службы Финляндии вели активную разведывательную работу против СССР (в основном на территории Советской Карелии, Ленинградской и Мурманской областей, Коми АССР, Мордовии) [ 418 ]. С этой целью финской стороной часто практиковалась переброска через границу подготовленных агентов спецслужб (до 200 чел. в год), что приводило к периодическим пограничным инцидентам. Все это давало советским властям основание делать выводы о "недобрососедском поведении Финляндии".

Военные приготовления Финляндии вызывали естественное беспокойство у правительства СССР. Тем более что его стремление улучшить взаимоотношения со своим соседом наталкивалось на нежелание последнего действовать в том же направлении. Советско-финляндские переговоры по вопросам взаимной безопасности, проходившие в 1939 г. по инициативе СССР, к успеху не привели.

В это время финская пресса наращивала безудержную антисоветскую пропаганду. Она стремилась распространить среди войск и населения страны националистический угар, внушала им мысль о том, что Финляндия может успешно воевать против СССР. Производились аресты тех, кто с симпатией относился к Советскому Союзу и считался политически неблагонадежным. Началась всеобщая мобилизация и развертывание войск вдоль границ СССР. Член внешнеполитической комиссии финляндского парламента К. Фрич, совершивший ознакомительную поездку по районам расположения войск на Карельском перешейке в конце октября 1939 г., сделал вполне определенный вывод: "Финляндия готова к войне" [ 419 ].

К концу ноября 1939 г. вооруженные силы Финляндии, сосредоточенные на границах с Советским Союзом, насчитывали вместе с обученным резервом до 600 тыс. чел., около 900 орудий разных калибров. Они имели также 270 боевых самолетов, 29 кораблей. Почти половина сухопутных сил (7 пехотных дивизий, 4 отдельных пехотных и одна кавалерийская бригады, несколько отдельных пехотных батальонов), объединенных в Карельскую армию, была сосредоточена на Карельском перешейке. На мурманском, кандалакшском, ухтинском, ребольском и петрозаводском направлениях созданы специальные группы войск или другие оперативно-тактические.объединения.

С советской стороны северо-западную границу от Баренцева моря до Финского залива к началу конфликта прикрывало четыре армии, входившие в состав Ленинградского военного округа: в Заполярье - 14-я армия (2 стрелковые дивизии), которую поддерживал Северный флот; в северной и средней Карелии - 9-я армия (3 стрелковые дивизии); севернее Ладожского озера - 8-я армия (4 стрелковых дивизии); на Карельском перешейке - 7-я армия (9 стрелковых дивизий, 1 танковый корпус, 3 танковых бригады). Для поддержки 7-й армии выделялась авиация, а также часть сил Балтийского флота. Правда, из четырех названных армий в полной боевой и .мобилизационной готовности к началу боевых действий находилась только 7-я армия.

Планом советского командования на случай войны предусматривалось активными действиями войск Ленинградского военного округа на севере и в центральной части Финляндии сковать финляндские войска и не допустить высадки войск западных держав со стороны Баренцева моря, а 7-й армии нанести удар на Карельском перешейке, прорвать линию Маннергейма и ликвидировать укрепленный плацдарм финляндских войск вблизи Ленинграда.

Сразу же следует заметить, что сил, выделенных в распоряжение командующего войсками ЛВО командарма 2 ранга К. А. Мерецкова для выполнения такой задачи, было явно недостаточно. План начальника Генерального штаба командарма 1 ранга Б. М. Шапошникова, предлагавшего создать там более мощную группировку войск, не получил одобрения И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова, которые недооценивали боеспособность финляндской армии.

Поводом для развязывания советско-финляндской войны послужил провокационный артиллерийский обстрел советских войск с территории Финляндии в районе деревни Майниле, произведенный 26 ноября, в результате которого погибли 3 и получили ранения 7 советских военнослужащих [ 420 ]. Кем и с чьей санкции был совершен этот обстрел - сейчас сказать трудно, так как происшедший инцидент совместными усилиями не расследовался.

Правительство СССР 28 ноября денонсировало совместный договор о ненападении 1939 г. и отозвало из Финляндии своих дипломатических представителей. 30 ноября войска Ленинградского военного округа получили приказ отбросить финляндские войска от Ленинграда. Одновременно СССР еще раз предложил Финляндии заключить договор о дружбе и взаимопомощи.

Финляндское правительство на это предложение не отреагировало и в тот же день объявило войну Советскому Союзу.

Боевые действия советских войск в войне с Финляндией подразделяются на два этапа: первый продолжался с 30 ноября 1939 г. по 10 февраля 1940 г., второй - с 11 февраля по 13 марта 1940. г.

На первом этапе войска 14-й армии во взаимодействии с Северным флотом в декабре овладели полуостровами Рыбачий и Средний, г. Петсамо и закрыли Финляндии выход к Баренцеву морю. Одновременно войска 9-й армии, наступавшие южнее, вклинились в глубь обороны противника на 35-45 км. Части соседней 8-й армии прошли с боями вперед до 80 км, но некоторые из них попали в окружение и вынуждены были отступить.

Наиболее тяжелые и кровопролитные бои развернулись на Карельском перешейке, где наступала 7-я армия. К 12 декабря ее войска при поддержке авиации и флота преодолели сильную полосу обеспечения и вышли к переднему краю главной полосы линии Маннергейма по всей ее ширине. Однако попытка прорвать эту полосу с ходу была безуспешной. Сил оказалось недостаточно.

Нехватка сил остро ощущалась также в 9-й, 8-й и 15-й армиях. Людские потери советских войск в декабре 1939 г. оказались большими и составляли 69 986 чел. [ 421 ] Из них:

В конце декабря Главное командование Красной Армии решило прекратить безуспешные атаки и приступить к тщательной подготовке прорыва. С этой целью на Карельском перешейке 7 января 1940г. был образован Северо-Западный фронт во главе с командармом I ранга С. К. Тимошенко, членом военного совета, секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) А. А. Ждановым и начальником штаба командармом II ранга И. В. Смородиновым [ 422 ]. В состав фронта вошли 7-я армия (командовал ею с 9 декабря 1939 г. командарм 2 ранга К. А. Мерецков) [ 423 ] и созданная в конце декабря 13-я армия (командующий комкор В. Д. Грендаль) [ 424 ]. Обе армии были усилены авиацией, артиллерийскими, танковыми и инженерными частями.

В это время интенсивно наращивалась общая численность действующих войск. Так, если на 1 января 1940 г. в их рядах насчитывалось 550 757 чел. (из них 46776 командиров, 79520 младших командиров и 424461 боец) [ 425 ], то к первым числам марта численность действующей армии достигла 760578 чел. (из них 78309 командиров, 126590 младших командиров и 555579 бойцов) или возросла примерно в 1,4 раза. При этом штатная численность войск составляла 916 613 чел. [ 426 ] 12 февраля 1940 г. из состава 8-й армии была выделена 15-я армия.

Финляндское командование в спешном порядке пополняло войска личным составом и поступавшей из-за рубежа боевой техникой, вооружением, боеприпасами. Всего западные державы передали Финляндии за время войны 350 самолетов, 500 орудий, свыше 6 тыс. пулеметов, около 100 тыс. винтовок, 650 тыс. ручных гранат, 2,5 млн. снарядов и 160 млн патронов. Из Скандинавии, США и других стран прибыло 11,5 тыс. добровольцев [ 427 ].

11 февраля начался второй, заключительный этап советско-финляндской войны. Войска Северо-Западного фронта после мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление и в ходе трехдневных ожесточенных боев прорвали главную полосу обороны на линии Маннергейма.

Бои развернулись по всему фронту с направлением ударов на Выборг (войска 7-й армии) и на Кексгольм (войска 13-й армии). Полное преодоление всей системы долговременных укреплений линии Маннергейма с одновременным уничтожением огневых средств было завершено советскими войсками по существу в первой декаде марта. Тогда же началось наступление советских войск на выборгском направлении. Основные силы Карельской армии Финляндии были разгромлены.

Несмотря на противодействия Англии, США и Франции, 12 марта 1940 г. в Москве, после непродолжительных переговоров, был заключен мирный договор между СССР и Финляндией, по которому военные действия прекращались по всему фронту с 12 часов 13 марта. В соответствии с договором граница севернее Ленинграда отодвигалась на линию Выборг, Сартавала. Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе, небольшая территория с городом Куоло-Ярви и часть полуостровов Рыбачий и Средний отошли к СССР. Советскому Союзу передавался в аренду на 30 лет полуостров Ханко с правом создания на нем Военно-морской базы, которая прикрывала бы вход в Финский залив и морские подступы к Ленинграду.

В заключение следует сказать, что, несмотря на одержанную победу, достижение поставленных целей и поучительность приобретенного советскими войсками боевого опыта, война с Финляндией славы победителю не принесла. Более того, неудачи войск Ленинградского военного округа при прорыве линии Маннергейма во время декабрьского наступления, связанные с просчетами главного командования РККА, поколебали в какой-то мере общественное мнение в ряде западных стран относительно военных возможностей Советского Союза. "Фронтальное наступление, предпринятое русскими на Карельском перешейке сначала слишком слабыми силами, - отмечает западногерманский военный историк К. Типпельскирх, - было остановлено еще в предполье "линии Маннергейма" искусными действиями упорно оборонявшихся финнов. Прошел весь декабрь, а русские, несмотря на бесплодные атаки, не смогли добиться существенных успехов" [ 428 ]. Далее он говорит о больших потерях советских войск во время боев за линию Маннергейма об их "тактической неповоротливости" и "плохом командовании", в результате чего "во всем мире сложилось неблагоприятное мнение относительно боеспособности Красной Армии. Несомненно, впоследствии это оказало значительное влияние на решение Гитлера" [ 429 ].

В ходе войны с Финляндией, особенно на ее первом этапе, советские войска действительно оказались в тяжелом положении, так как не были готовы к ведению боевых действий в условиях суровой зимы, при 40-45-градусных морозах и глубоком снежном покрове. Не подготовлены они были в начале войны к преодолению плотных минных полей, к решительным действиям при прорыве сложной системы долговременных укреплений на Карельском перешейке. В докладе начальника штаба 9-й армии Д. Н. Никишева, направленном на имя Наркома обороны СССР в начале января 1940 г., говорилось: "Наши части по своей организации и насыщенности техникой, особенно артиллерией, и обозом не приспособлены к маневру и действиям на этом театре, они тяжеловесны и зачастую прикованы к технике, которая следует только по дороге... действиям в особых условиях не обучены - леса боятся и на лыжах не ходят..." [ 430 ].

Вскрылись серьезные недостатки в управлении войсками, в их оперативном и тактическом взаимодействии, в обеспечении личного состава зимним обмундированием и питанием, в оказании медицинской помощи. И как результат всего этого - непредвиденная затяжка военных действий, которые продолжались три с лишним месяца, и многочисленные людские потери. Анализируя слабые стороны в подготовке советских войск, выявившиеся в войне с Финляндией, Нарком обороны СССР Маршал Советского Союза. С. К. Тимошенко на совещании с руководящим составом РККА в конце 1940 г. отмечал: "Война с белофиннами выявила всю пагубность нашей системы боевой подготовки - проводить занятия на условности, кабинетным методом. Наши командиры и штабы, не имея практического опыта, не умели по-настоящему организовать усилия родов войск и тесного их взаимодействия, а главное - не умели по-настоящему командовать" [ 431 ].

Противник оказался лучше подготовлен к войне, хотя тоже нес значительные потери в людях. Финляндская армия, ее оснащение, вооружение и тактика были хорошо приспособлены к ведению боевых действий на местности с многочисленными озерами и большими лесными массивами в условиях многоснежной суровой зимы. Сила обороны финнов заключалась также в умелом использовании многих естественных препятствий.

Итоги и уроки советско-финляндской войны были безотлагательно рассмотрены в марте 1940 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), где особенно остро стояли вопросы о выявившихся недостатках в подготовке войск, серьезных просчетах командования Красной Армии в войне и неотложных мерах по повышению боеспособности и мобилизационной готовности армии и флота.

Рассмотрим статистические данные о численности действующих советских войск и количестве людских потерь в войне.

За 105 дней войны советские войска понесли большие потери, они составили 333 084 чел. (по итоговым донесениям из частей и соединений на 15.03.1940 г.) Из них:

Касаясь пропавших без вести (19 610 чел.), следует отметить, что часть из них оказалась в плену. После подписания мирного договора было возвращено из плена 5468 чел. (из них 301 командир, 787 младших командиров и 4380 бойцов) и добровольно осталось в Финляндии 99 чел. (из них 8 командиров, 1 младший командир и 90 бойцов) [ 432 ]. Остальных (14 043 чел., или 71,6% всех числившихся пропавшими без вести) следует считать погибшими. По другим данным возвратилось из плена 6017 чел. [ 433 ]

Схема XVII
Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Наступление советских войск на Карельском перешейке 30 ноября 1939 г.- 13 марта 1940 г.

Таблица 98

Среднемесячная численность действующих советских войск

Наименование фронтов и армий Всего военнослужащих Период
Северо-Западный фронт 422640 Декабрь 1939 - март 1940 г.
7-я армия Сев.-Зап. фронта 254290 Декабрь 1939 - март 1940 г.
13-я армия Сев.-Зап. фронта 145640 Январь - март 1940 г.
8-я армия 153710 Декабрь 1939 - март 1940 г.
9-я армия 93610 Декабрь 1939 - март 1940 г.
14-я армия 56953 Декабрь 1939 - март 1940 г.
1 5-я армия 117770 Февраль - март 1940 г.
Балтийский флот 62780 Июль 1939 - январь 1940 г.
Всего в группировке войск 848570 Декабрь 1939 -январь 1940 г.

Имеются также данные об исходе лечения раненых, контуженых, обожженных, обмороженных и заболевших на 1 марта 1941 г., составивших 248 090 чел. [ 434 ], из которых:

Данные об обшем числе безвозвратных потерь личного состава в войне (по итоговым донесениям из войск на 15 марта 1940 г.):

Из армий, не входивших в состав Северо-Западного фронта, наибольшие потери (49 795 чел., из них 18 065 убитых и пропавших без вести) понесла 15-я армия за время своего непродолжительного участия в войне (с 12 февраля по 13 марта 1940 г.). Это объясняется неумелым руководством боевыми действиями войск со стороны командования армии, в результате чего многие части 18-й и других стрелковых дивизий в ходе наступления растянутыми колоннами были окружены и попали под губительный огонь противника. В таблице 99 показаны потери по родам войск (только за 7-ю, 13-ю, 14-ю и 15-ю армии).

Приводим статистические данные о потерях среднего и старшего комсостава действующих советских войск в декабре 1939 г.

Таблица 99 [ 435 ]

Потери личного состава по родам войск

Рода войск [ 436 ] Категории военнослужащих Виды потерь
Убито Ранено Пропало без вести Заболело, обморожено
Стрелковые войска Командиры 3082 8346 245 434
Мл. командиры 6417 17313 765 927
Бойцы 34405 112824 7188 8853
Итого 43904 138483 8198 10214
Проценты 94,4 97,4 92,6 94,7
Танковые войска Командиры 269 337 57 19
Мл. командиры 469 614 105 19
Бойцы 775 932 261 73
Итого 1513 1883 423 111
Проценты 3,3 1,3 4,8 1,0
Артиллерия Командиры 27 81 2 11
Мл. командиры 42 134 4 31
Бойцы 188 479 9 182
Итого 257 694 15 224
Проценты 0,6 0,5 0,1 2,2
Войска связи Командиры 4 6 14 1
Мл. командиры 6 14 19 3
Бойцы 50 70 138 21
Итого 60 90 171 25
Проценты 0,1 0,1 1,9 0,2
Инженерные войска Командиры 18 20 - 6
Мл. командиры 15 80 5 4
Бойцы 63 329 20 69
Итого 96 429 25 79
Проценты 0,2 0,3 0,3 0,7
Воздушнодесантные войска Командиры 59 71 1 19
Мл. командиры 130 107 6 41
Бойцы 469 469 15 72
Итого 658 647 22 132
Проценты 1,4 0,4 0,3 1,2
Всего Количество 46788 142226 8854 10785
Проценты 100 100 100 100

Из 3500 погибших за декабрь 1939 г. командиров приходилось на рода войск:

В числе 2170 чел. погибших командиров стрелковых войск было [ 437 ]:

Среди общего количества раненых, которые направлялись из войск Северо-Западного фронта на излечение в Ленинград (с 7 января по 13 марта 1940 г.), виды ранений распределились следующим образом [ 438 ]:

При этом ранения тяжелые и средней тяжести составили 80,8%, легкие ранения - 19,2%.

Данные о характере ранений в процентном соотношении [ 439 ]:

В период советско-финляндской войны имелись случаи заболевания сыпным и брюшным тифом. Однако широкого распространения они не получили. По имеющимся данным в период с 1 января по 13 марта 1940 г. в войсках Северо-Западного фронта отмечено 20 заболеваний сыпным и 59 брюшным тифом [ 440 ]. В частях КБФ в декабре 1939 г. было отмечено 3 случая и в период с 1 января по 15 марта 1940 г. - 17 случаев заболевания брюшным тифом [ 441